Вызовы или возможности: что несут железным дорогам новые тренды мирового развития

26.08.2021

Устойчивое развитие, когда мировые экономики стремительно переходят на «зелёные» технологии и продолжается декарбонизация, — уже не просто мода, а одно из базовых требований к компаниям, работающим в логистике.

«Железнодорожная отрасль на пороге перемен. Технологии устойчивого развития», — так была сформирована тема пленарного заседания. На этапе подготовки к сессии и в ходе заседания был проведен короткий опрос: предлагалось определить ключевой вызов для железнодорожной отрасли. Общий итог: в силу исторических и технологических особенностей развития железнодорожного транспорта в нашей стране вызовы — это скорее возможности, которые открываются перед самым чистым видом транспорта.

Олег Белозёров, генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД», утверждает: «Главным вызовом для “РЖД” я бы назвал изменение направлений транспортных потоков. Раньше традиционное направление было на запад. Сейчас мы большинство грузов везем на восток, груз развернулся. Поэтому для “РЖД” как раз изменение направлений транспортных потоков будет очень важным. Это самый большой объем капиталовложений».

Говоря о других вызовах, таких как усиление ответственности бизнеса и климатическое регулирование, снижение грузовой базы, рост агломераций, глава «РЖД» подчеркнул, что у рельсового транспорта есть ряд неоспоримых преимуществ, которые следует использовать. Чистота — углеродный след перевозок по железным дорогам — как минимум на 21% ниже, чем у альтернативных вариантов, стабильность и ритмичность — поставки идут точно по расписанию. Олег Белозёров считает, что опыт развития столичной агломерации показывает, что и в больших городах рельсовый транспорт имеет колоссальное значение и обладает преимуществами. Опыт запуска Центральных диаметров и МЦК показывает, что городской железнодорожный транспорт востребован, он удобен, не создает шумовой нагрузки и использует инфраструктуру, создаваемую на протяжении всего современного периода развития.

«Мое убеждение — транспорт будет бесшовным. И все виды транспорта в итоге будут конкурировать не между собой, а конкуренция будет между платформами по услугам бесшовности. Кто лучше ее реализует, тот и победит в борьбе. Поэтому самым сложным вызовом для железных дорог будет только телепортация» — заявил Олег Белозёров.

Кирилл Липа, генеральный директор АО «Трансмашхолдинг», отмечает: «Я считаю, что сегодня для всех видов транспорта главный вызов — это “РЖД”. Для самой же “РЖД” все эти вызовы — конкурентные преимущества. Мы видим, что традиционные способы доставки грузов подвергаются существенному коллапсу со стороны климата, аварий и происшествий. А железная дорога — самый стабильный транспорт. Количество жертв, аварий и коллапсов здесь самое низкое.

При росте агломераций очевидно, что только железнодорожный транспорт позволит перемещать с заданной скоростью необходимое количество людей. Направления движения грузов меняются, но гибкость железнодорожных перевозок значительно выше, хоть и сопряжена с затратами. Мое мнение: основной вызов для нас — сможем ли мы воспользоваться этими возможностями?»

Александр Мишарин, председатель совета директоров холдинга «Синара-Транспортные машины», считает: «Российский железнодорожный транспорт не имеет аналогов в мире, по грузообороту мы первые в мире. Вызовы заключаются в том, как сохранить лидерство во всех этих направлениях. Безусловно, весь мир сегодня заточен на экологию: банки, льготное финансирование — все официальные программы ориентированы на уменьшение карбонового следа, использование водорода и альтернативных видов топлива. И сегодня у “РЖД” есть огромное преимущество — из всех видов транспорта на железную дорогу приходится чуть больше 1% выбросов при 80% грузооборота и 30% пассажиропотока.

У России сегодня есть возможность за счет высокоскоростных магистралей еще раз связать мир, как это сделал Транссиб. Сегодня можно вместо недели проехать от Европы до Азии за два дня. Это колоссальный вызов, к которому мы уже подошли».

Михаэль Петер, генеральный директор «Сименс Мобильность», говорит: «Прежде всего мы должны выиграть битву за пассажиров. Это и мультимодальные перевозки, и внедрение “зелёных” технологий. Поезда должны быть более современными, комфортными, оборудованы Wi-Fi. Второй важный момент — повышение потенциала. Мы можем повышать пропускную способность на самых загруженных линиях до 30%.

Что мы можем предложить? Локомотивы двойного типа. Электродизельные локомотивы позволят снизить выбросы до 50%. Следующее — дизель с электробатареями. Батареи можно подзаряжать в пути, например когда поезд идет под гору. Все это позволит снизить эмиссию. Мы также переходим к новому поколению моторвагонных поездов с водородными двигателями, поскольку его можно заправить за 15 минут. Нам важно развивать “зеленые” технологии, но добиться того, чтобы при этом не приходилось заряжать аккумуляторы по шесть часов».

Диего Диаз, президент SNCF International, директор SNCF GROUP, так высказался на обсуждаемую тему: «Важный вопрос — повышение мобильности именно при низкоуглеродном выхлопе. Мы специально информируем пассажиров, что, садясь в поезд, вырабатывается меньше парниковых газов, чем на личном авто. При перевозке же грузов мы можем избавиться от 90% выбросов. Кроме того, мы ставим на локомотивы счетчики затрачиваемой энергии. Они позволяют машинисту в наибольшей степени поддерживать эффект режима движения, включая старт и остановки».

Мартин Мартинуччи, президент Trenes Argentinos, заявил: «Когда началась пандемия, транспортная система Аргентины впала в коллапс. Мы должны были немедленно задействовать новые технологии, чтобы обеспечить грузо- и пассажиропоток с соблюдением социальной дистанции и других норм противоэпидемиологической безопасности. И мы обеспечили систему государственного транспорта в тех условиях, которых они заслуживали: мы проводили тщательную дезинфекцию, устроили хорошую вентиляцию. И при этом поддерживали высокий поток. Аргентина — место с огромным потенциалом развития железнодорожного транспорта».

СПРАВОЧНО:

В подмосковной Щербинке начал работу юбилейный, 50-й салон «PRO//Движение.Экспо». В мероприятии принимают участие делегации из 32 стран, 25 официальных делегаций, 212 экспонентов.

Ключевая тема как деловой программы, так и всей выставки — «зеленые» технологии и перспективы железнодорожного транспорта в мире, где экология стала главным фокусом деловой повестки.

«Железные дороги занимают первое место по уровню экологичности в России», — подчеркнул генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров в своем обращении к участникам салона.

Салон «PRO//Движение.Экспо» — уникальное мероприятие, единственная в мире профильная выставка, объединяющая статическую и динамическую экспозиции: последние разработки можно увидеть в действии на испытательном полигоне ВНИИЖТ.

В этом году главным пунктом программы динамических показов станут демонстрационные поездки электропоезда Э2СГ «Ласточка» без участия машиниста. В течение четырех дней состав будет регулярно совершать демонстрационные поездки с пассажирами в полностью беспилотном режиме. По словам представителей АО «НИИАС», принимающего непосредственное участие в разработке основных компонентов комплекса, технологические решения, примененные при создании системы автоматического движения, не имеют аналогов в мире и опережают аналогичные разработки зарубежных компаний на несколько лет.

Международный железнодорожный салон «PRO//Движение.Экспо» ведет свою историю с 1971 года, когда на базе ВНИИЖТ прошла международная железнодорожная выставка «Подвижной состав». Салон «PRO//Движение.Экспо» включен в официальный план мероприятий Года науки и технологий, который был учрежден указом президента Российской Федерации. Этот год также объявлен Годом железных дорог в Европе.

Организатор АО "Издательский дом "Гудок"