Трамвай: возрождение, концессии и востребованность в городах

31.08.2021

За один час трамвай способен перевезти в 10 раз больше пассажиров, нежели автобус или троллейбус. И это в условиях мегаполисов, задействуя всего одну полосу движения. Ещё одна цифра, свидетельствующая о перспективах этого вида транспорта, — за последние годы линии скоростного трамвая были открыты в 100 городах мира. Наконец, в России более 20 городов готовы развивать трамвайное движение. Но именно между готовностью, экологичностью и экономической эффективностью проходит граница, которую зачастую не под силу пересечь на муниципальном уровне, не прибегая к помощи государства или крупных корпораций и финансовых организаций. На круглом столе «Greenways.Трамвайный ренессанс в мегаполисах» представители бизнеса, финансисты, производители подвижного состава обозначили возможные пути развития трамвайного транспорта и наиболее эффективные сценарии его интеграции в городскую среду.

Дмитрий Семизоров, генеральный директор, АО «Уралтрансмаш»: 

— В чём заключаются главные преимущества вагонов в сравнении с другими видами городского общественного транспорта? В первую очередь это, конечно, большая пассажировместимость: один односекционный трамвай на сегодняшний день может вместить в себя порядка 150 пассажиров. Повышенная безопасность перевозок: мы говорим о том, что трамваи движутся по выделенным линиям, о том, что он имеет системы пассивной и активной защиты. Удобство пользования низкопольной конструкцией — современные модели это демонстрируют. Ну и длительный срок службы. Вы знаете, что на сегодняшний день в определённых городах существуют трамваи, которые уже больше более 40 лет двигаются по рельсам. Безусловно, это уже за пределами срока службы, но тем не менее он очень удобен в своей доработке, ремонте и так далее. Об экологичности данного вида транспорта, наверное, даже не имеет смысла говорить. Мы считаем, что трамвайное движение не то что не умерло, оно на самом деле есть, оно должно развиваться. Мы знаем о том, что многие города России закатали свои трамвайные пути в асфальт. Но при всём при этом хочу привести в пример город Уфу, который, наоборот, рассматривает вопрос о восстановлении трамвайного движения по своему городу. Более того, стоит вопрос о соединении северной и южной частей города в единую транспортную сеть.

Михаил Бойко, руководитель управления по работе с органами власти АО «Синара — Транспортные машины»:

— Наш опыт я бы хотел привести на основе того комплексного проекта, который мы сейчас реализуем в Таганроге. В Таганроге «Синара — Транспортные машины» реализует проект по строительству 45 километров современных трамвайных путей, 80 новых остановочных комплексов, поставки 60 низкопольных односекционных трамвайных вагонов. Кроме того, мы осуществляем реконструкцию трамвайного депо, реконструкцию тяговых подстанций и диспетчерского центра. Данный проект «Синара — Транспортные машины» реализует через свою дочернюю компанию «Синара — Городские транспортные решения», которая заключила концессионное соглашение с администрацией города Таганрога. Огромное спасибо корпорации «ВЭБ.РФ» за поддержку данного проекта и оказание содействия в финансовом обеспечении данного проекта. Если позволите, я бы попросил запустить короткий ролик о нашем проекте, а дальше уже чуть подробнее его раскрыть. Ролик, пожалуйста, запустите. «В городе Таганроге Ростовской области начата реализация масштабного проекта комплексной реконструкции трамвайной сети. В рамках проекта планируется построить 45 километров трамвайных путей с использованием современных технологий и материалов, выполнить полную реконструкцию элементов энергохозяйства, в том числе и полноценную замену контактной и кабельной сети. На базе существующего трамвайного депо будет создано современное трамвайное депо, оснащенное высокотехнологичным оборудованием, и закуплено 60 единиц низкопольного подвижного состава. Проект реализуется компанией “Синара — Городские транспортные решения” совместно с “ВЭБ.РФ” при поддержке Совета Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, правительства Российской Федерации, правительства Ростовской области и администрации города Таганрога в рамках развития Таганрога как туристического центра Ростовской области. 25 мая 2021 года заключено концессионное соглашение. Проект является первым и пилотным проектом комплексной модернизации городского электрического транспорта в масштабах целого города, реализуемым в Российской Федерации». 

Дмитрий Твардовский, первый заместитель генерального директора, АО «ИнфраВЭБ»: 

— Вопрос денег, он немаловажный. И вопрос даже не столько финансирования, а тех правовых моделей, которые применяют для реализации этих проектов. Сегодня уже сказали про перспективность концессионной модели, мы тоже являемся адептами этой концепции. Здесь те четыре проекта, которые в России сейчас реализуются по концессионному признаку, по принципу: два из них — в Санкт-Петербурге, один — в Таганроге и ещё один — в Верхней Пышме. Мы как профессиональная команда в области концессионных проектов очень рады, что нам удалось, удаётся поучаствовать и в проектах по трамваю. У нас в нашем портфеле проекты и дорожные, и железнодорожные, и промышленные. Также проекты развития территории у трамвая, наверное, являются одним из таких ярких проектов в перечне нашей работы.

СПРАВОЧНО

В подмосковной Щербинке с 26 по 29 августа проходит юбилейный салон «PRO//Движение.Экспо». В мероприятии принимают участие представители из 25 стран, 38 официальных делегаций, 154 экспонента, планируются выступления более 100 спикеров.

Ключевая тема как деловой программы, так и всей выставки — «зелёные» технологии и перспективы железнодорожного транспорта в мире, где экология стала главным фокусом деловой повестки.

«Железные дороги занимают первое место по уровню экологичности в России», — подчеркнул генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров в своём обращении к участникам салона.

Салон «PRO//Движение.Экспо» — уникальное мероприятие, единственная в мире профильная выставка, объединяющая статическую и динамическую экспозиции: последние разработки можно увидеть в действии на испытательном полигоне ВНИИЖТ.

В этом году главным пунктом программы динамических показов станут демонстрационные поездки электропоезда Э2СГ «Ласточка» без участия машиниста. В течение четырёх дней состав будет регулярно совершать демонстрационные поездки с пассажирами полностью в беспилотном режиме. По словам представителей АО «НИИАС», принимающего непосредственное участие в разработке основных компонентов комплекса, технологические решения, применённые при создании системы автоматического движения, не имеют аналогов в мире и опережают аналогичные разработки зарубежных компаний на несколько лет.

Международный железнодорожный салон «PRO//Движение.Экспо» ведёт свою историю с 1971 года, когда на базе ВНИИЖТ прошла международная железнодорожная выставка «Подвижной состав». Салон «PRO//Движение.Экспо» включён в официальный план мероприятий Года науки и технологий, который был учреждён указом президента Российской Федерации. Этот год также объявлен Годом железных дорог в Европе.

Организатор АО "Издательский дом "Гудок"